Ещё в Лаборатории:


Рейтинг@Mail.ru

Двигатель иномарки: греть или не греть?

Диапазон ответов на вопрос, нужно ли прогревать двигатель, колеблется между «ни в коем случае» и «в обязательном порядке». Представители одного из противоборствующих лагерей считают, что прогрев двигателя в современной машине - это пережиток прошлого, привычка, передавшаяся к нам с генами, давно переставшая быть актуальной. Более того, они полагают, что прогревание мотора на холостых оборотах не только не нужно, но и вредно: происходит закоксовывание колец и масляных каналов. Значительный вред при этом наносится окружающей среде, да и владелец автомобиля тратит лишнее время на подобные манипуляции.

Если почитать инструкцию к какой-либо иномарке, отвечающей стандартам Евро-3, то в ней можно увидеть рекомендацию ехать сразу, без прогрева. Объясняется это тем, что у холодного двигателя выхлоп чрезвычайно токсичен. Соответственно, если вы завели машину, то надо сразу поехать - и таким образом загрязнять окружающую среду как можно меньше. В Швеции автовладельцев, которые во время стоянки прогреваются, штрафуют, причем на приличную сумму.

Конструкторам двигателей пришлось подсуетиться, чтобы подстроиться под подобные требования. Шли в ход разнообразные автоматы для прогревания карбюраторных машин, призванные уменьшить вредные выхлопы специальные программы для работы контроллеров. В то же время разработчики отдавали себе отчет в том, что двигателю при этом наносится ущерб. Чтобы как-то его уменьшить, производители машин обратили свое внимание на компании, производящие масла. К ним были предъявлены новые требования. Вязкости масел полагалось в меньшей степени зависеть от температур, они должны были обладать лучшей прокачиваемостью, т.е. от масла в холодном состоянии требовалось то же самое, что и от горячего.

То же самое касалось и топлива. Чтобы удовлетворять подобным требованиям, детали двигателя должны быть сделаны из таких материалов, чтобы при масляном голодании они обладали низким износом. В подшипниковых парах зазоры должны быть сделаны так, чтобы нагрузки хорошо переносились и на прогретом моторе, и на холодном.

В то же время многие отечественные автомобилисты скептически относятся к рекомендации не прогревать двигатель иномарки. Они видят в ней не более чем способ поддержать экологию. Производители некоторых автомобилей указывают в своих инструкциях необходимость прогрева на протяжении одной минуты, после чего разрешают ехать, но так, чтобы до момента достижения рабочей температуры двигатель не превысил 2000 оборотов. Подобные советы многие автомобилисты склонны считать не только ненужными, но и вредными. Несмотря на то, что при прогревании расходуется больше топлива, это значительно сокращает жизнь двигателя. Моторы во всех иномарках устроены практически одинаково, и в условиях низких температур зазоры между отдельными деталями изменяются или же и вовсе пропадают. В таком случае, как предупреждают сторонники такой точки зрения, можно, конечно, на прогреве двигателя сэкономить какое-то время, как это делают японцы, но потом не надо удивляться и причитать, когда в том же японском автомобиле двигатель начинает стучать после пробега в тысяч сто.

прогрев двигателя авто

Есть мнение, что ездить на непрогретом двигателе просто-напросто опасно. На мотор создается большая нагрузка, и он рискует заглохнуть, а ведь это может произойти в совсем неподходящий момент. Кроме того, передвигаться по проезжей части, когда в машине замерзшие или запотевшие стекла и зеркала, тоже чревато большими неприятностями.

В двигателе главным механизмом считается кривошипно-шатунный, который, в свою очередь, состоит из поршня, цилиндра, коленчатого вала и шатуна. Когда свеча в камере сгорания воспламеняет топливо, в цилиндре начинает двигаться поршень и тем самым толкает шатун, заставляя коленвал вращаться. Чтобы поршень поглощал энергию максимально, требуется минимальный зазор, образуемый цилиндром и поршнем. Между тем поршни обычно стремятся делать максимально легкими, а цилиндрам полагается быть, наоборот, максимально твердыми. Соответственно, для их изготовления берут материалы с отличающимся коэффициентом теплового расширения.

Существуют мнения, которые ставят вопрос о необходимости прогрева в зависимость от тех или иных факторов. Например, имеет значение, двигатель карбюраторный или инжекторный. Авто на карбюраторе имело свойство на холостых оборотах глохнуть, и чтобы этого не случилось, водители активно пользовались «подсосом», помогавшим в процессе формирования топливной смеси подбавить бензина. Что касается современных инжекторов, то их конструкция подразумевает автоматическую установку более раннего угла опережения зажигания в целях более легкого воспламенения обедненной смеси; такие моторы сами добавляют кислород в топливную смесь.

Хоть и существуют рекомендации, согласно которым карбюраторный двигатель нуждается в прогреве, а инжекторный – нет (причем вне зависимости от происхождения автомобиля), наши водители склонны поступать по собственному усмотрению. Кто-то мог, например, ездить годами на карбюраторе и никогда не прибегать к прогреву, а инжекторную машину, наоборот, предварительно разогревать (как минимум до того момента, пока не спадут обороты) и мотивировать это тем, что густое минеральное масло на холодном моторе может натворить бед, например, деформировать головку блока или привести к заклиниванию поршней. Кроме того, есть мнение, что машины с коробкой-автоматом стопроцентно нуждаются в прогреве.

Впрочем, и сам прогрев владельцы автомобилей склонны понимать по-своему. Кто-то просто включает двигатель и несколько минут «коптит воздух», а кто-то считает это занятием бессмысленным и даже более того - глупым. Вместо этого некоторые используют следующий алгоритм: начинают сразу ехать после того, как завели мотор; потом, чтобы не трястись от холода в машине, включают подогрев мягкого места, сушат воздух кондиционером, потом нагревают салон включением печки на максимум, включают в салоне циркуляцию воздуха, дабы предупредить поступление холодного воздуха извне. Потом через 3-4 минуты эту циркуляцию отключают и уменьшают обороты печки.

Прогрев автомобиля зависит и от сезона. Если речь идет о зиме и о температурах больше пяти градусов мороза, то прогревание придется производить на протяжении 5-7 минут, до того момента, пока не начнет подниматься стрелка, показывающая температуру охлаждающей жидкости. После этого можно плавно трогаться и потихоньку ехать до того, как будет достигнута рабочая температура. Летом же на все про все достаточно минуты. И вне зависимости от сезона главное в этом деле - не ехать сразу быстро, а повышать скорость понемногу, следя за тем, чтобы до момента прогрева до рабочей температуры обороты не превысили 2000.

Кому дорога каждая минута, бывалые водители советуют воспользоваться дистанционным запуском либо прогревом машины в определенное время, одной из функций автосигнализации. Например, за те одну-две минуты, что машина прогревается летом, можно открыть ворота в гараже, бегло осмотреть шины, смахнуть пыль с заднего, лобового стекол. Пары минут хватит на прогрев и в зимнее время при условии, что машина стоит в относительно теплом, с температурой плюс 5-10 градусов, гараже.