Рейтинг@Mail.ru

Передовое детище российского автопрома: Ё-мобиль.

На букву «ё» всегда падает ударение — такой статус ей определили правила русского языка. В ней и правда есть нечто, что отличает ее от остальных. На письме над ней разрешается не ставить две «фирменные» точечки, но эмоциональная нагрузка, которую несет эта буква, все равно никуда не девается…

Взять, например, ёлку. Именно она символизирует обожаемые миллионами новогодние и рождественские праздники. Ёжик — животное особенное, с колючками, которыми не может похвастать никто другой. А сколько слов и выражений с буквой «ё» любимы народом за то, что очень метко выражают душевное состояние в определенные жизненные моменты — ёшкин кот, ё-моё, ёклмн, экзотический ёкарный бабай!..

Слово «Ё-мобиль», название первого в России гибридного автомобиля, — примерно из той же «оперы». Выбор на него пал в ходе конкурса, проводимого в Интернете. Неудивительно, что подобное наименование было поначалу воспринято как не более чем шутка, трюк пиарщиков, призванный привлечь внимание к миллиардеру Михаилу Прохорову, главе холдинга «Онексим», и разумеется — к его новому проекту. Если ставилась задача сделать так, чтобы он оказался у всех на слуху, то она была успешно решена.

Ё-мобиль Прохоров за рулём

Проект «Ё-авто» в настоящее время является собственностью компании «Онексим» (ей принадлежит 51% акций) и компании «Яровит» (49% акций). Однако плохо осведомлены о личности Михаила Прохорова журналисты, представлявшие его проект как в большей мере пиар-акцию, чем что-то реальное, с самыми серьезными намерениями. Автор этих строк тоже, правда, не может похвастать личным знакомством с миллиардером. Однако, по крайней мере, мне не удалось в Интернете обнаружить упоминание о проекте, когда-либо проваленном Прохоровым…

Предпримем небольшой экскурс в технологию и историю. Гибридные автомобили основаны на схеме, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, электрогенератора и электродвигателей. В сфере их производства впереди планеты всей находится Тойота (Япония), наладившая выпуск гибридов в 1997 году. С того времени и до начала 2011 г. одна только пользующаяся популярностью модель Приус (от лат. «идущий впереди») сошла с конвейера в трех миллионах экземпляров. Затем занимают свои почетные позиции Хонда, Нисан и проч. Немецкие производители, известные своим консерватизмом, и те стали использовать гибридные схемы в Ауди и БМВ. Наконец пришло время выпускать автомобили такого типа и на отечественных просторах.

Итак, давайте знакомиться. Согласно всезнающей Википедии, Ё-мобиль является гибридным автомобилем отечественного производства, который работает на электротоке, вырабатываемом генератором с газовым (дизельным, бензиновым) роторно-лопастным двигателем, а также ёмкостным накопителем энергии.

приборная панель и флэшка Онексим

В первую очередь привлекает внимание оригинальная форма. Кузов Ё-автомобиля выполнен из не подверженного гниению полипропиленового композита. Все модели имеют единую платформу, что делает сервисное обслуживание и ремонт более простой задачей.

Роль источника энергии, как уже отмечалось, отводится роторно-лопастному двигателю внутреннего сгорания, который вращает электрогенератор. Накапливающийся в суперконденсаторе заряд питает главные электромоторы в количестве двух штук — для передней и для задней оси, вращающих колеса. Все электрооборудование подчинено единой компьютерной системе. На торпедо разработчики расположили блок сенсорного управления и электронную приборную доску. Мощность двигателя внутреннего сгорания — 70 лошадиных сил — дополняется электрической силовой установкой. Если сравнить подобную связку с ее бензиновым эквивалентом, то получается двигатель, имеющий мощность 150 л.с.

Что касается расхода топлива (а это 92-ой бензин и газ), то, согласно заявлениям производителей, он составляет порядка 3,5 (если брать грузовой фургон, то 4) литра на сто километров. Получается, что, заправив бак полностью, можно проехать на Ё-мобиле больше, чем тысячу километров. Если он заправлен газовым топливом, то отвечает требованиям европейского экологического стандарта Евро-5. Если топлива в автомобиле нет вообще, то запасённая в суперконденсаторе энергия позволяет проехать ещё около двух километров.

Стоимость такой чудо-машины составляет 350–485 тысяч рублей (в пересчете на доллары — 12–15 тысяч). Ее нельзя назвать уж слишком большими деньгами, коль скоро речь идет о транспортном средстве, оснащенном технологиями современных поколений, ESP и ABS, электроникой с компьютерным управлением. А нижняя планка цены, 320 тысяч рублей, запрашиваемой за самые дешевые модели, вполне сопоставима со стоимостью продукции «ВАЗ» последних поколений.

бортовой компьютер: интерфейс, навигация Глонасс, климатконтроль

Ё-мобиль стал первой в истории отечественного автомобилестроения машиной, все комплектации которой предусматривают наличие надувных подушек безопасности (аэрбагов). На шинах установлена система RUN-FLAT, позволяющая автомобилю ехать на скорости до 80 км/ч с проколотым колесом. Применительно к продукту отечественного автомобилестроения все вышеупомянутое кажется чем-то нереальным. Неудивительно, что скептики не пророчили Ё-проекту счастливой судьбы...

Тем не менее 13 декабря 2010 г. состоялся первый показ публике машин-прототипов трех моделей: семейного микровэна, двухдверного кроссовера-купе, развозного фургона. Созерцать концепт-кары с начала января этого года могут все интересующиеся, придя в павильон фирмы «Онексим».

15 февраля 2011 г. в Ленинградской области, посёлке Марьино, состоялась закладка будущего сборочного завода, который с подачи острых на язык журналистов сразу получил прозвище «Ё-завод». Согласно проекту, здесь предполагается ежегодно выпускать 40–50 тысяч автомобилей. Помимо этого, в стране должно быть построено еще пять заводов, подобных этому, а также предприятий, выпускающих комплектующие из расчета порядка 100 тысяч автомобилей ежегодно.

Следующий волнующий момент в жизни Ё-мобиля — первый тест-драйв. Он был проведен 1 апреля не кем-нибудь, а самим премьер-министром РФ Владимиром Путиным, приехавшим на авто в резиденцию. В свойственной ему манере премьер шутливо высказал опасения по поводу способности новой машины довезти его на заседание Совета Безопасности — чтобы продемонстрировать Дмитрию Анатольевичу. Вопреки им, автомобиль не только не развалился по дороге, правда, с безупречным асфальтовым покрытием, — машина типа кросс-купе на отрезке протяженностью 10 км показала себя с самой лучшей стороны.

В мае 2012 г. должна состояться официальная сертификация Ё-мобиля, причем российская сертификация будет получена после западной.

Есть уже и курьезы, связанные с новым проектом. Так, согласно информации журнала «Автомото», один из киберсквоттеров зарегистрировал домен «ё-мобиль.рф» и теперь намеревается за кругленькую сумму в полмиллиона долларов продать его Михаилу Прохорову и его новому детищу — бренду «Ё».

Как сообщает издательство RBC Daily, с мая 2011 г. можно осуществлять заказы на покупку этого автомобиля.

Впрочем, остаются пока невыясненные моменты — например, где можно найти информацию о том, сколько прослужит роторный двигатель, суперконденсатор. Во сколько обойдется замена, скажем, вышедшего из строя конденсатора? Время даст ответы на все вопросы, однако на данный момент, перед серией первых продаж, цена, хотя бы самая приблизительная, на сервис и ремонт пока недоступна широкой общественности. На строительство сети фирменных автосервисов тоже нужно немало времени…

Что ж, всему новому неизменно сопутствуют страхи, опасения, скепсис. И все же ничто не может устоять перед течением жизни, перед прогрессом во всех ее сферах. Так что «Ё-авто» — это не просто автомобиль, это новая философия, философия с необыкновенной, задиристой, дерзкой буквы — «Ё».