Принципы торможения в зимний период.Водители автомобилей недолюбливают февраль и март, и их можно понять: из-за разницы температур в дневное и ночное время, смены «минуса» на «плюс» дороги покрываются ледяной коркой. Как правильно же вести себя, чтобы не попасть в неприятную ситуацию? Как действовать если автомобиль оборудован или не оснащён антиблокировочной системой АБС (ABS)? Если перед вами на чистом участке дороги тормозит автомобиль, а вы в это время спускаетесь по льду, то маленькое расстояние между вами делает торможение почти лишенным смысла и опасным. Чтобы вас не занесло, правильнее будет рулить в сторону обочины, где можно упереться в ограждение или сугроб. Желательно, спускаясь по скользкому участку, правыми колесами цепляться за обочину, если есть такая возможность. За счет рыхлого снега или грязи можно удержать автомобиль. Еще одна правильная тактика на спуске - ехать так, чтобы колесо терлось о бордюр. Ощущение заноса заставляет большинство новичков растеряться. Они начинают жать на тормоз и теряют возможность управлять машиной, хотя им нужно было рулить в сторону заноса. Периодически на скользкой дороге может возникать экстремальная ситуация, когда пешеход, идущий перед автомобилем, теряет равновесие и падает, а объехать его или остановиться не представляется возможным. Что сделать, чтобы поневоле не стать виновным в смерти человека? Придется идти в зависимости от ситуации на столб или подпорную стенку - только не на таран, не на лобовое столкновение, а сделать так, чтобы удар получился боковым. Такое торможение будет иметь для автомобиля и его водителя более щадящие последствия. Как тормозить, если автомобиль не оборудован АБСПо скользким дорогам необходимо передвигаться, имея достаточную дистанцию – такую, чтобы вам хватило мастерства и времени в нужный момент совершить торможение. Если дистанция малая, рекомендуется импульсное торможение. При достаточном уровне мастерства неплохим показателем считается четыре тормозных импульса за секунду. Для такого рода торможения первый импульс имеет большое значение. Ему положено быть коротким, и с его помощью можно определить, насколько покрытие скользкое. При плавном начале торможения и последующей блокировке колес можно не нажимать более сильно, а использовать дальше импульсный режим. В случае, когда нужно быстро тормозить на дороге с неровностями или перемежающимися скользкими и чистыми участками, рекомендуется прибегать к прерывистому торможению, а на проблемных местах полностью отпускать педаль тормоза без АБС. Торможение можно усилить за счет ухода с ледяной колеи и перемещения машины на покрытие, коэффициент сцепления у которого более высок, например, на укатанный снег. Удачно затормозить на переднеприводном автомобиле можно левой ногой, при этом приеме педаль газа не отпускается. Однако этот способ требует известной сноровки, поэтому сначала необходимо его хорошенько отработать в условиях полной безопасности. Сделать торможение более эффективным на автомобиле без ABS можно с помощью поочередного переключения пониженных передач, доходя до второй (включительно). Использование этого приема препятствует тому, чтобы тянущие колеса оказались блокированными, причем это касается автомобилей и с передним, и с задним приводом. Если у вас есть основания считать себя опытным водителем, если использовать различные противоаварийные приемы для вас не составляет труда, то перед тем, как включать пониженные передачи, применяйте перегазовки. Если ситуация заставляет воспользоваться импульсным ступенчатым торможением, нужно стремиться к тому, чтобы наши ритмичные действия не раскачали машину, т.к. из-за этого могут блокироваться передние колеса. Пусть каждое тормозное усилие отличается от другого длительностью и интенсивностью, сочетайте продолжительные сильные усилия с более короткими и слабыми. Если все задействованные приемы не дают никакого эффекта, нужно просто убрать ногу с педали тормоза и направить машину в большой сугроб, глубокий снег. Большое количество автомобилистов сумели не допустить аварии, пользуясь таким экстренным контактным торможением. Как тормозить, если автомобиль оборудован ABSНачало запуска антиблокировочной системы во время экстренного торможения дает о себе знать биением педали тормоза. С одной стороны, то, что устройство начало предотвращать блокировку колес, это, конечно, хорошо. Обратной стороной медали является невозможность водителя участвовать в процессе торможения, узнать точно, где же произойдет остановка автомобиля. Некоторые водители попадают в крайне неприятную ситуацию: они сильно жмут педаль тормоза, но машина и не думает останавливаться! Для любого водителя, даже профессионала, это серьезный стресс, но виноват здесь «человеческий фактор»: автолюбители не позаботились о том, чтобы переобуть своего железного коня, и их летние или всесезонные шины в мороз начинают задубевать. Если вы хотите, чтобы во время экстренного торможения ABS стала реальной помощницей, а не источником стресса, срочно обзаводитесь зимними шинами, причем с шипами. Во время торможения на дороге, где разные участки имеют отличающийся коэффициент сцепления или неровную поверхность, за счет системы с проблемного колеса снимается тормозное усилие, динамика торможения становится менее выраженной. В итоге происходит увеличение тормозного пути. Снегопад – большой враг машин, оборудованных ABS. На нетронутом снегу эта антиблокировочная система не очень хочет добросовестно работать. Здесь дала бы хороший эффект короткая блокировка колес, которая не под силу АБС. В таких случаях следует позаботиться о сохранении дистанции с обеих сторон. Автомобили с антиблокировочной системой нередко становится главными действующими лицами аварийных ситуаций, когда речь касается поездок по заснеженным дорогам. Когда скорость автомобиля снижается до пяти-семи километров в час, происходит отключение антиблокировочной системы. Если машина находится на прямой дороге, то в последний момент возможно ее скольжение вперед. Тем не менее отдельные недостатки не умаляют значения этой системы, не дающей блокировать колеса. Она делает возможным сочетание торможения и маневрирования, с этой системой можно тормозить в процессе поворота, перестраивания в другой ряд. |